Версия для слабовидящих

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

 

Группы смерти: что нужно знать о них родителям?

1. Для того, чтобы подросток не попал под влияние деструктивных групп, нужно делать только одно – разговаривать с ним о том, что такое — «хорошо», а что такое — «плохо».
2. Один из важнейших критериев, не позволяющий попасть подросткам в «группы смерти» – наличие критического мышления. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение.
3. Жизнью ребёнка нужно искренне интересоваться, а не контролировать. Важно не нарушать личные границы подростка, не читать его переписки и не проверять группы в социальных сетях, ребёнок сам всё расскажет родителям, если в семье есть доверительные отношения.
А ЕСЛИ В СЕМЬЕ НЕТ ДОВЕРИЯ?
1. Ни в коем случае нельзя шпионить за ребенком и тайно читать его личные сообщения в социальных сетях. Зато можно попробовать вывести подростка на разговор «окольными» путями: посмотреть фильм о самоубийстве или рассказать о книге на эту тему и потом предложить ребенку поделиться своим мнением.
2. Если ребенок не хочет говорить с вами о своих проблемах, но хочет говорить о какой-нибудь компьютерной игре или о музыке, то поддерживайте эти разговоры. Если вы будете искренне интересоваться жизнью подростка, то вам будет легче вернуть его доверие.
3. Если ваш сын или дочь проводят в Интернете слишком много времени, засыпают с телефоном, сидят в социальных сетях во время завтрака и ужина, и, как вам кажется, совсем выпадают из реальности, то не ругайте его за это, а попытайтесь придумать ему альтернативное занятие: предложите вместе сходить на пробный урок по скалолазанию или в турпоход, на мастер-класс по украшению тортов или созданию моделей – а вдруг ребенка «затянет» новое увлечение сильнее, чем виртуальная реальность?
4. Подумайте, а давно ли вы собирались семьей за одним столом или же каждый ужинает в разное время, когда ему удобно? В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими и, следовательно, реже задумываются о самоубийстве.
5. НЕ БОЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ!!!
Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу.

Факторы риска

Трудно объяснить, почему одни люди решают совершить самоубийство, а другие, находясь в таких же (или еще худших обстоятельствах), не делают этого. 
Существуют определённые ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ, которые с момента рождения каждого конкретного человека начинают влиять на его развитие, и, соответственно, на развитие склонности к суицидальному поведению.
Факторы защиты
Существуют факторы и обстоятельства, которые являются защитой против суицидального поведения подростков и молодых людей. Ниже перечислены основные из них.
Защитные факторы семьи:
  • Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи
  • Поддержка подростков и молодых людей со стороны семьи
Личностные защитные факторы (у подростка):
  • Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми
  • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей
  • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе
  • Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений
  • Открытость к мнению и опыту других людей
  • Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания
Культуральные и социо-демографические факторы:
  • Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, клубах, обществах и т.д.)

Ситуации риска

Существуют определенные ситуации, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям у подростков и молодых людей.
Среди них встречаются:
  • Серьезные проблемы в семье
  • Отвержение сверстниками
  • Смерть любимого или значимого человека
  • Разрыв отношений с любимым человеком
  • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений
  • Проблемы с дисциплиной или законом
  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других
  • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы
  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении
  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам)
  • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблемы
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки)
  • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем
  • Серьёзные телесные болезни
  • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы
Во всех подобных ситуациях в семье должны быть приняты меры, чтобы отношения между родителями и детьми укреплялись, сохранялся уровень доверия для продолжения диалога и оказания своевременной поддержки человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации.
Кроме перечисленных выше признаков, стоит обращать внимание на любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека. 
Любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьёз.
Наверх