Поиск
 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.Хочу такой сайт

  

Составляющие функциональной грамотности

 

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся

Во исполнение письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510, Приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17.09.2021 № 605 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми, на 2021-2022 учебный год», в целях реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках национального проекта «Образования».

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021/22 учебный год (Приложение 1).

2. Утвердить состав рабочей группы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся (Приложение 2).

3. Назначить ответственными за организацию работы по формированию функциональной грамотности обучающихся заместителей директора Пирскую Л.Ю., Малинину М.Ф.

4. Ответственным за организацию работы по формированию функциональной грамотности обучающихся, заместителям директора Пирской Л.Ю., Малининой М.Ф. :

4.1. Ознакомить с Планом мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся участников образовательных отношений.

4.2. Сформировать базы данных обучающихся 8-9 классов 2021-2022 учебного года, а также учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление) (далее – учителя) в срок до 1 октября 2021 г.

4.2. Внедрить в учебный процесс банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://fg.resh.edu.ru/ , https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti , в срок до 30 сентября 2021 г.

4.3. Направить отчет об итогах реализации плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год в срок до 25 мая 2022 г.

5. Руководителям ШМО обеспечить:

5.1. Проведение заседаний, круглых столов по вопросам функциональной грамотности учителями, указанными в пункте 5 настоящего приказа, в срок до 1 ноября 2021 г.;

5.2. Актуализацию планов работы школьных методических объединений в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся в срок до 1 октября 2021г.;

5.3. Методическую поддержку учителей и образовательных организаций;

5.4. Организацию информационно-просветительской работы с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности.

5. Утвердить список учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности учащихся 8-9 классов в 2021-2022 учебном году (Приложение 3).

Полный текст приказа и приложения: Приказ  — функциональная грамотность

 

Единые методические дни

  • Приказ Об организации работы единого методического дня на тему «Содержание образования и организация учебной деятельности в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
  • План участия педагогов в онлайн – мероприятиях согласно программе Академии Минпросвещения России «Онлайн-марафон функциональной грамотности», который с 6 до 10 декабря 2021 (Приложение 4)

Проведение Единого методического дня

Методические разработки педагогов МОУ "СОШ №14"

28 марта в нашей школе учащиеся 7-8 классов участвовали в квесте «Правильное питание». Эта игра-приключение позволили определить уровень  сформированности функциональной грамотности школьников.

Четыре команды учащихся прошли по пяти станциям: «Витаминная», «Пищеварительный тракт», «Меню», «Кухни народов мира», «Любимая еда литературных героев». Проходя по полученным маршрутам, ребята с удовольствием и активно отвечали на предложенные вопросы, содержащие материал биологии, географии, литературы, английского языка. Проигравших в квесте не было, каждая команда лидировала в своем виде функциональной грамотности: команда «Эрудиты»  в читательской грамотности, команда «F1» в естественнонаучной грамотности, команда «Мы-едины» в математической грамотности, команда «Мыслители» в креативном мышлении.

Каждый из ребят был рад показать свои знания, поработать в команде и узнать новое о кухнях мира, пищевом рационе и любимой еде своих детских литературных кумиров.

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.